Законодательство

Законотворческая деятельность

1. Новая редакция 315-ФЗ предложена к публичному обсуждению

Опубликован проект Федерального закона о внесении изменений в 315-ФЗ      «О саморегулируемых организациях».


Цели нового законопроекта следующие:

1. Установление единых подходов к регулированию СРО и ограниченного перечня особенностей деятельности СРО в отдельных отраслях предпринимательской и профессиональной деятельности, которые могут быть предусмотрены соответствующими отраслевыми федеральными законами.

2. Совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности СРО.

3. Повышение эффективности осуществления контроля СРО за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров.

4. Принятие комплекса мер, направленных на усиление ответственности СРО в случае нарушения предъявляемых к ним обязательных требований.

5. Урегулирование в Федеральном законе № 315-ФЗ вопросов деятельности Национальных объединений СРО.

6. Формирование стимулов для создания и развития СРО, основанных на добровольном членстве.

(http://regulation.gov.ru/projects#npa=20508)

07:45 24.09.18 скачать

2. Минстрой подготовил формы уведомлений для сноса объекта капитального строительства

В проекте представлены формы уведомлений о планируемом сносе и о завершении сноса. Подают такие уведомления застройщики или технические заказчики, но единых форм сейчас нет.

Одного лишь уведомления о планируемом сносе может не хватить. По общему правилу к нему нужно приложить:

·         результаты и материалы обследования объекта;

·         проект организации работ по сносу объекта.

 

Основание: Проект приказа Минстроя России  (публичное обсуждение завершается 6 сентября 2018 года)

(http://regulation.gov.ru/projects#npa=83357)

08:22 24.09.18 скачать

3. Минстрой представил формы уведомлений для индивидуального жилищного строительства

В проекте семь форм, связанных со строительством и реконструкцией объекта ИЖС или садового дома. Среди них формы для того, чтобы уведомить:

- о планируемых строительстве или реконструкции;

- изменении параметров планируемого строительства или реконструкции;

- окончании работ.

 

С 4 августа 2018 г. для указанного строительства не нужно получать разрешение.

Застройщику достаточно уведомить уполномоченный орган  любым из следующих способов: обратиться лично, направить уведомление по почте, через МФЦ или сайт госуслуг.

Основание: Проект приказа Минстроя России (общественное обсуждение завершается 24.08.2018 г.)


08:25 24.09.18 скачать

4. В ГД РФ внесен Законопроект, предусматривающий изменение требований к специалистам саморегулируемых организаций, осуществляющих строительные, проектные, изыскательские работы.

Законопроект 583143-7

Законодательная инициатива Государственного Собрания Республики
Мордовия по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений
в статьи 55.5 и 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

ИЗМЕНЕНИЯ:

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 55.5 и 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Изменение требований к специалистам саморегулируемых организаций, осуществляющих строительные, проектные, изыскательские работы:

1) дополнить требования к членам саморегулируемой организации,
установленные пунктом 2 части 6 статьи 55.5, требованием для
индивидуального предпринимателя и юридического лица, отнесенных к
микропредприятиям в соответствии с условиями, установленными
Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства», о наличии в национальных реестрах одного специалиста по месту основной
работы;

2) снизить требование к общему трудовому стажу по профессии,
специальности или направлению подготовки в области строительства,
установленное пунктом 3 части 6 статьи 55.5-1, для специалистов с высшим
образованием с десяти до пяти лет;

3) предоставить возможность специалистам, имеющим среднее
профессиональное образование и общий трудовой стаж по профессии,
специальности или направлению подготовки в области строительства не менее
чем десять лет, быть включенными в национальный реестр специалистов в
области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

По состоянию на 10.01.2019 г. Законопроект внесен в Государственную Думу РФ и включен в примерную программу ГД РФ на март 2019 года.

       (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/583143-7)

16:46 31.01.19 скачать

5. Ко второму чтению в ГД РФ подготовлена редакция Законопроекта 374843-7

Законопроект 374843-7

Законодательная инициатива: Правительство РФ

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования деятельности саморегулируемых организаций в области негосударственной экспертизы проектной документации, негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий»

ИЗМЕНЕНИЯ:

Проект федерального закона устанавливает повышенные требования, предъявляемые к аттестации физических лиц на право подготовки заключений
экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, а также основания аннулирования квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Проектом федерального закона вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части:

определения основного понятия "саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства" и отношений, регулируемых законодательством о градостроительной деятельности в области саморегулирования;

исключения избыточных полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности по установлению порядка аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, установлению порядка ведения государственного реестра таких лиц, а также непосредственно ведению государственного реестра таких аккредитованных юридических лиц;

установления права федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственных им государственных (бюджетных или автономных) учреждений по обращению застройщика (технического заказчика) осуществлять государственную экспертизу проектной документации в отношении любых объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации;

повышения требований, предъявляемых к аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в части увеличения минимального стажа работы в сфере подготовки или экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до 7 лет (увеличение минимального стажа работы связано с повышенным уровнем ответственности деятельности по проведению экспертизы);

установления ответственности экспертов в виде аннулирования аттестата (без права переаттестации в течение 3-х лет) за выдачу положительного заключения при несоответствии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, а также иные нарушения законодательства Российской Федерации к деятельности экспертов;

включения в реестр физического лица, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, сведений о юридическом лице, работником которого оно является, о продлении срока действия, приостановлении и об аннулировании квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

распространения на экспертные организации и на работников (экспертов) таких организаций, осуществляющих деятельность в сфере негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, требований Градостроительного кодекса Российской Федерации к саморегулированию в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, в частности:

а) наличия обязательного членства в саморегулируемой организации 
в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации 
и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

б) распространения на экспертные организации правил саморегулирования и положений о размере членских взносов, аналогичных положениям о членских взносах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования;

в) установления минимальных требований к экспертным организациям, необходимых для вступления в саморегулируемую организацию в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации 
и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

г) наделения саморегулируемых организаций в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий правом разработки стандартов, устанавливающих в соответствии с законодательством Российской Федерации требования к проведению негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и определения стандартов ее деятельности;

д) положения о включении экспертных организаций, имеющих право 
на проведение негосударственной экспертизы проектной документации 
и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, 
в реестр членов саморегулируемой организации в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

ответственности саморегулируемых организаций в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий за ее членов, некачественно проводивших негосударственную экспертизу проектной документации и (или) негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий.

Предполагаемый срок вступления в силу положений проекта федерального закона в части, касающейся создания саморегулируемых организаций в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, требований к таким саморегулируемым организациям и их членам - по истечении 180 дней со дня официального опубликования проекта федерального закона. Институт аккредитации экспертных организаций 
на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий упраздняется по истечении 6 месяцев со дня вступления в силу проекта федерального закона.

В этой связи проектом федерального закона предлагается установить положения переходного периода путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

По состоянию на 10.01.2019 г. Законопроект внесен в Государственную Думу РФ (второе чтение) и включен в примерную программу ГД РФ на январь 2019 года.

Компенсационный фонд Возмещения вреда

Уровень

Размер КФ (руб.)

1 уровень до 1 млн. рублей

150 000,00

2 уровень до 5 млн. рублей

300 000,00

3 уровень до 10 млн. рублей

1 000 000,00

4 уровень свыше 10 млн. рублей

2 000 000,00

Компенсационный фонд Обеспечения договорных обязательств

Уровень

Размер КФ (руб.)

1 уровень до 1 млн. рублей

60 000,00

2 уровень до 5 млн. рублей

140 000,00

3 уровень до 10 млн. рублей

1 000 000,00

4 уровень свыше 10 млн. рублей

1 400 000,00

       (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/374843-7)

16:50 31.01.19 скачать

6. С «01» октября 2018 года вступают в силу поправки в КоАП РФ в части ответственности региональных госорганов, контролирующих долевое строительство.

Поправки касаются нарушений законодательства должностными лицами органов, осуществляющих в регионах госконтроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Так, введена ответственность (при отсутствии уголовно наказуемого деяния) за необоснованную выдачу положительного заключения о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям (об отказе в выдаче). Штраф для должностных лиц - от 50 до 100 тыс. руб.

За размещение в информационной системе жилищного строительства (https://наш.дом.рф) неполной, заведомо искаженной информации или ее отсутствие, нарушение порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения введен штраф до 30 тыс. руб. для должностных лиц и до 200 тыс. руб. для юрлиц. Предусмотрена ответственность за повторные нарушения.

Субъектами ЕИС являются, в частности, региональные госорганы в сфере долевого строительства, строительного надзора, госрегистрации прав на недвижимое имущество, статистики, а также застройщики и Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства.

Закон вступает в силу с 01.10.2018.

Основание: Федеральный закон от 29.07.2018 г. № 236-ФЗ

(http://www.kremlin.ru/acts/bank/43367)

16:51 31.01.19 скачать

7. С 4 августа 2018 года начали действовать поправки к ГК РФ по самовольным постройкам.

В настоящее время определено, что не является самовольной постройкой

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Появился новый механизм легализации самостроя, который отличается от признания права собственности на самовольную постройку. 

Такую постройку можно привести в соответствие всем установленным требованиям. Так же как о сносе самовольной постройки, решение о приведении ее в порядок принимает суд, а в отдельных случаях — орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального района.

Если привести самовольную постройку в соответствие требованиям, то возможно приобрести право собственности.

Рассчитывать на это может лицо, у которого земельный участок находится:

·         в собственности;

·         пожизненном наследуемом владении;

·         постоянном (бессрочном) пользовании.

Оформить постройку в собственность могут и те, кто получил землю во временное владение и пользование от государства для строительства. Приобретение постройки в собственность не должно противоречить закону или условиям договора.

Определен срок сноса (от 3 мес. до года) и срок приведения самовольной постройки в порядок (от 6 мес. до 3 лет).

Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 339-ФЗ (вступил в силу с 4 августа 2018 года).

(http://www.kremlin.ru/acts/bank/43500)

16:53 31.01.19 скачать

8. Подписан Федеральный закон, направленный на совершенствование законодательства в сфере ИЖС, государственного строительного надзора, экспертизы проектной документации, сноса объектов капитального строительства и самовольных построек

Федеральным законом, в частности:

- уточняется определение объекта ИЖС;

- устанавливаются единые требования к строительству объектов ИЖС;

- вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов;

- вводится обязанность органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, направить по окончании строительства объекта ИЖС или садового дома в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на возведенный объект;

- Градостроительный кодекс РФ дополняется новой главой, регулирующей порядок сноса объектов капитального строительства;

- вводятся положения о членстве лиц, осуществляющих снос объектов капитального строительства в СРО в области строительства;

- вводятся нормы об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, иного обладателя, не осуществившего в установленный срок снос или приведение самовольной постройки в соответствие с требованиями законодательства;

- на органы местного самоуправления возлагается обязанность снести самовольную постройку в случае если не выявлено лицо, осуществившее самовольную постройку, правообладатель земельного участка, на котором расположена самовольная постройка и данный земельный участок не передан новому правообладателю.

  Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 (http://www.kremlin.ru/acts/bank/43497)

16:53 31.01.19 скачать

9. Минстроем России даны рекомендации, касающиеся направления уведомлений о строительстве объектов ИЖС и садовых домов застройщиками и органами, выдающими разрешения на строительство

Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 4 августа 2018 года предусмотрено направление в уполномоченный орган застройщиками и органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, следующих уведомлений:

уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;

уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;

уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности;

уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Минстрой России сообщает, что до утверждения форм указанных уведомлений допускается их направление в письменной форме, с соблюдением требований к содержанию и к составу прилагаемых документов, установленных Градостроительным кодексом РФ.

Письмо Минстроя РФ от 16 08 2018 35116-ВЯ-09

 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305368/

16:54 31.01.19 скачать

10. Подписан закон, направленный на комплексное совершенствование законодательства в области Градостроительной деятельности

Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и другие федеральные законы, которыми, в числе прочего:

корректируется понятийный аппарат Градостроительного кодекса РФ;

предусматривается ряд нововведений в части подготовки проектной документации объектов капитального строительства и ее экспертизы;

уточняются и дополняются положения Градостроительного кодекса РФ об условиях и порядке признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, органам власти предоставляется право на безвозмездное использование такой проектной документации;

уточняется предмет и порядок проведения экспертизы результатов инженерных изысканий и экспертизы проектной документации, в том числе проводимой в отношении объектов, строительство которых осуществляется с использованием бюджетных средств;

органы государственной власти РФ в области градостроительной деятельности наделяются полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям;

расширяется состав сведений и материалов, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, уточняется порядок их создания и эксплуатации, доступа к сведениям, содержащимся в ГИСОГД;

предусматриваются особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства;

в Земельном кодексе РФ закрепляются цели, виды и общие правила установления зон с особыми условиями использования территории, предусматриваются положения о возмещении убытков и о выкупе земельного участка правообладателем объекта, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, установление которой привело к невозможности использования земельного участка по назначению, либо органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Переходными положениями Федерального закона устанавливается требование до      1 января 2022 года для лиц, в интересах которых установлены зоны с особыми условиями использования территории, а при их отсутствии - органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по установлению указанных зон, обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах соответствующих зон.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

 Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 (http://www.kremlin.ru/acts/bank/43495

16:55 31.01.19 скачать

Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости

Резолюция форума Строить и жить - Застройщики по 214-ФЗ 10:17 05.05.16 скачать
Обращение Ассоциации "ОНС" 10:17 05.05.16 скачать
Письмо Н.Н.Гончара 10:17 05.05.16 скачать
Письмо Минстрой РФ 10:17 05.05.16 скачать
Письмо НОСТРОЙ 10:17 05.05.16 скачать
Ответ А.Е.Хинштейна 10:17 05.05.16 скачать
Письмо Центрального Банка РФ 10:17 05.05.16 скачать
Проект изменений 214-ФЗ 10:17 05.05.16 скачать
Экспертное заключение НОСТРОЙ 10:17 05.05.16 скачать

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Федеральный закон № 372-ФЗ от 03.07.16. "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". 17:07 05.07.16 скачать
Заключение по результатам правовой экспертизы проекта 09:49 07.06.16 скачать
Справка по закону №372 от 03.07.2016г. 13:39 22.07.16 скачать
Сводная таблица поправок ИТОГ 10:18 07.06.16 скачать
Заключение ОРВ Минэкономразвития России. 09:47 08.06.16 скачать